Светодиодное освещение станций метрополитена

Светодиодное освещение метрополитена
Светодиодное освещение метрополитена

С начала XXI века освещение метрополитена претерпело ряд изменений. Если до 2000-х годов нормы СНиП более полувека оставались без корректировок, то с 2003 года было внесено немало поправок. Современная тенденция жизни требует большей освещенности станций, открытие их архитектурно-исторического потенциала для гостей и самих жителей городов.

Основными документами, регламентирующими освещение метро, являются:

  • свод правил 120.13330.2012;
  • последняя редакция СНиП 32-02-2003, утвержденная Приказом №270 Минэнерго 30.06.2012.

Требования к освещению станций метро

Существует целый набор норм освещенности для отдельных частей метрополитена. Согласно СП 120.13330.2012 (п. 5.10.6.3), выдвигаются такие требования:

  • закрытые станции, платформенная и средняя часть зала, кассовая зона – 200 лк;
  • предэкскалаторная часть, гребенки эскалатора, лестничные марши, коридоры между станциями – 100 лк;
  • коридоры и переходы – 75 лк;
  • зона тоннеля в 150 м перед платформой и 25 м после – 25 лк;
  • платформа служебного назначения в тупиковом тоннеле – 30 лк;
  • участки тоннеля перед порталом в зависимости от длины (от 5-ти до 150 м) – от 20 до 1000 лк.

Это минимальный список из существующих норм. Естественно, современные станции требуют большей освещенности. Этому способствует несколько особенностей:

  1. Стремление к комфорту пассажиров. Метрополитен – большей частью замкнутое пространство. Недостаточное освещение, особенно после спуска с поверхности (где освещение даже в темное время суток лучше), вызывает усиление чувства пребывания в замкнутом пространстве.
  2. Богатство рекламы. Метро – одна из наиболее эффективных рекламных площадок. Поскольку задача любой рекламы – быть заметной, без подсветки не обойтись. Поэтому современные станции освещают различные рекламные щиты и конструкции.
  3. Обеспечение безопасности передвижения. Добиться этого можно только использованием световых акцентов. Поэтому зона тоннеля возле платформы освещается значительно ярче. Пассажиры на интуитивном уровне понимают возможную опасность и не заходят дальше допустимого предела. То же касается аварийного и эвакуационного освещения. Оно необходимо для соответствующих зон. Причем питание данных источников автономно и часто не связано с общей инженерной сетью.
  4. Эстетические требования архитектурного ансамбля. Старинный и современный метрополитен можно назвать произведением искусства. Если в первом случае часто преобладают ампирные и готические элементы, нуждающиеся в акцентном освещении, то во втором – конструктивные части уже подсвечиваются автоматически. Этим подчеркивается общая концепция станций, стилистика и особенность интерьера.

Важной является схема организации освещения. Например, на многих станциях подсветка направлена не только на определенные объекты (эскалатор, перрон и т. п.), но и на потолки или стены. Это способствует визуальному расширению плоскостей, и как следствие, большему комфорту пребывания под землей.

Плюсы светодиодов

Освещение станций метро и других функциональных зон «подземки» определяется еще на этапе проектирования. Если объект требует модернизации, процедуру проводят с учетом инженерных световых систем.

Освещение эскалатора LED светильниками
Освещение эскалатора LED светильниками

В последнее время современные станции работают только со светодиодным освещением. На старых объектах внедряется новый тип. Светодиодное освещение превосходит газоразрядные, люминесцентные, натриевые и лампы накаливания в несколько раз по таким критериям, как:

  • энергопотребление;
  • энергорасход;
  • срок службы;
  • интенсивность световых волн;
  • качество спектра;
  • безопасность использования.

Период их эксплуатации составляет несколько десятков тысяч часов. Эта цифра может доходить до сотни тысяч, если правильно использовать осветительные приборы.
Важным качеством светодиодных светильников можно назвать удобство управления. В зависимости от типа и комплектации, магистральное освещение тоннелей либо перрона может диммироваться с учетом интенсивности пассажиропотока. Это кажется мелочью, однако если посчитать затраты на обслуживание световых сетей метро и расход электроэнергии в месяц, эта мера кажется разумной. Возможность установки фотофильтров позволяет регулировать интенсивность света без оператора, что существенно сокращает затраты на обслуживание электросетей.

Светодиодные светильники неприхотливы в обслуживании, чем завоевали большую популярность при оформлении объектов метрополитена. Более того, они дают огромное количество декоративных вариантов в отделке станций. Благодаря различным цветам диодов появилась возможность подсвечивать станции по цвету ветки, создавать оригинальные световые композиции и акценты.

Светодиодные светильники дают спектр, близкий к природному. Благодаря этому человек на станции будет чувствовать себя гораздо комфортнее, а адаптация глаз после «подземки» будет проходить гораздо быстрее.

Используемые виды светодиодных светильников

Источники устанавливаются в зависимости от требований помещений. Например, вдоль эскалаторов располагаются плафонные устройства с закрытым LED-источником. Для освещения портала используются модульные светильники, типа прожекторов. Даже декоративные старинные люстры с сотнями свечей, которые до сих пор встречаются на некоторых станциях, можно умело организовать, используя светодиоды.

Для подсветки зон ожидания, ограничительных линий, декоративных элементов отделки чаще используются линейные светильники. У эскалаторов и на новых станциях метро можно встретить встроенные светильники типа даунлайт. Эти лампы дают направленный световой поток. Их хорошо использовать, когда требуется обозначение дорожек либо определенных зон со стороны пола.

Вне зависимости от типа прибора, для метрополитена главное – использование экономичных и эффективных источников света.

Смотрите также: